Сцепление двигателя с коробкой передач может быть разного типа.

Posted by: admin  :  Category: Новости, Статьи

Ниже приведены основные разновидности сцеплений, применяемых в автомобильных и мотоциклетных трансмиссиях.

Ниже приведены основные разновидности сцеплений, применяемых в автомобильных и мотоциклетных трансмиссиях.

Ниже приведены основные разновидности сцеплений, применяемых в автомобильных и мотоциклетных трансмиссиях.

  1. Механические (фрикционные) сцепления
    1.1. Однодисковое сухое сцепление (самое распространённое в «механике» автомобилей)
    – Одна ведущая «корзина» с нажимным диском и один ведомый фрикционный диск.
    – Преимущества: простота, надёжность, невысокая стоимость, лёгкий ремонт.
    – Недостатки: жёсткое соединение, требовательно к точности выжима и регулировки.

1.2. Многодисковое сухое сцепление
– Несколько тонких фрикционных дисков чередуются с металлическими пластинами.
– Применяется в гоночных и спортивных автомобилях при больших передаваемых моментах.
– Позволяет уменьшить диаметр сцепления при сохранении необходимой площади трения.

1.3. Многодисковое мокрое сцепление
– Диски работают в масляной ванне, смазка снижает износ и шум.
– Устанавливается в части роботизированных (двух- или одно­дисковых «роботов») и в некоторых серийных спорткарах.
– Позволяет более «плавный» и ресурсный режим работы, но требует сложной герметизации и системы циркуляции масла.

1.4. Конусное сцепление
– Передача крутящего момента по поверхности усечённого конуса.
– Раньше применялось в старых авто и мото­циклах, сейчас почти не встречается из-за сложностей с изготовлением и регулировкой.
– Обеспечивает очень жёсткое соединение и большую силу прижима за счёт конусного эффекта.

1.5. Муфты «собачки» (сухие зубчатые сцепления)
– Не фрикционные – соединение происходит при зацеплении зубьев.
– Используются в «тяжёлых» трансмиссиях (грузовики, спецтехника) и в коробках передач для выключения вторичного вала.
– Практически не гасит ударные нагрузки; требует точного синхронизатора.

  1. Автоматические и полуавтоматические сцепления
    2.1. Гидротрансформатор (Torque Converter)
    – Специфичный вид «сцепления» в классических автоматах.
    – Работает по принципу гидродинамической передачи мощности, гасит пульсации и позволяет «ползти» на D без разгрузки мотора.
    – Минус — сравнительно большой «проскок» (не 100% передача момента) и падение КПД.

2.2. Роботизированная КПП (AMT) с однодисковым сцеплением
– Механическое сцепление + электронно­механические приводы (актуаторы).
– Плюс — простота «автомата» и дешевизна; минус — заметные «рывки» при переключениях.

2.3. Двухдисковая роботизированная (Dual-Clutch Transmission, DCT / DSG)
– Два сцепления (по одному на нечётные и чётные передачи).
– Позволяет практически без разрыва тяги сменять передачи с высокой скоростью.

  1. СЦепления в мотоциклах
    3.1. Многодисковое мокрое сцепление (большинство дорожных мотоциклов)
    – Диски работают в масле картера, ход выжима обычно короткий благодаря гидравлике или тросовому приводу.
    – Преимущества: большой ресурс, плавность включения, защита от «залипания» в городском режиме.

3.2. Многодисковое сухое сцепление
– Встречается на спортивных «гоночных» байках и некоторых эксклюзивных моделях.
– Даёт очень чёткий, информативный «отклик» при выжиме, но требует более частого технического обслуживания и создаёт шум.

3.3. Слипер-сцепление (anti-hop clutch)
– Специальная конструкция с асимметричным наклоном фрикционных накладок или дополнительными пружинами.
– При резком торможении двигателем допускает небольшое проскальзывание, уменьшая попрыгивания заднего колеса и повышая стабильность.

3.4. Центробежное сцепление
– Применяется на скутерах, мопедах, лёгких эндуро.
– Ведомые полумуфты поджимаются к ведущей частью под влиянием центробежной силы при росте числа оборотов двигателя.
– Очень простое в эксплуатации — нет рукоятки сцепления, коробка часто «автомат» вариаторного типа.

  1. Специальные решения
    – Электромагнитное сухое сцепление (редкость) — управление током обмотки, мгновенный отклик, применяется в экспериментальных или гибридных установках.
    – Пневматическое — используется в крупнотоннажных грузовиках и некоторой спецтехнике, требует компрессора и пневмосистемы.

Выбор конкретного типа сцепления зависит от задач: передаваемого крутящего момента, условий эксплуатации, требований к плавности трогания и стоимости обслуживания.

Сцепление в масляной ванне из нескольких дисков

Сцепление в масляной ванне из нескольких дисков

Comments are closed.